Предложить новость
Прямое включение

Автор уличных шедевров, или Искусство с размахом

Его творения узнаваемы и знакомы уже многим таркосалинцам. Корреспондент «СЛ» встретился с художником-муралистом, чьи шедевры давно стали визитной карточкой Пуровского района, - Михаилом Измоденовым.

23.08.2024 10:17

Автор: Гордей Юрьев

Фото: Наталья Вольвач, Андрей Понамарев

 

 

 

Михаил родился на Сахалине, затем семья переехала в г.Асбест Свердловской области. По совету врачей родители отдали мальчика в художественную школу, потому что у него были слабые руки. Так постепенно осваивал азы, но по-настоящему влюбился в рисование только после четвёртого класса.

 

- До этого я был художник от слова «худо», а потом появился интерес, стал действительно осознавать, что мне это нравится, - перекрикивая шум проезжающих машин, отвечает Михаил.

 

Интервью начинается довольно необычно – Михаил стоит в «коляске» на автовышке, орудуя краскопультом. Подаёт знак крановщику, и тот мягко возвращает его на землю.

 

- Не кочегары мы, не плотники… - комментирую я.

- А художники-муралисты, - добавляет Михаил, снимая каску.

- Да, необычная у вас профессия. Расскажете подробнее – как началась ваша профессиональная карьера?

- После окончания художественной школы поступил в архитектурный колледж, затем продолжил обучение в Уральском государственном архитектурно-художественном университете по направлению «архитектура жилых и общественных зданий». Со временем стал заниматься аэрографией и интерьерной живописью, теперь рисую на фасадах.

 

Искусство с размахом – муралы – сейчас очень популярное направление в нашей стране. Всё началось в начале прошлого столетия, когда художники последовали призыву авангардистов ломать существующие правила живописи и стали выходить из своих мастерских и нести искусство в массы.

 

- Согласитесь, голая стена выглядит совсем не эстетично, да и скучно с творческой точки зрения. А так? – Михаил делает жест в сторону монументального рисунка. – Совсем другое дело!

 

За спиной художника – уже не наброски, а узнаваемые силуэты работников газовой отрасли. Если приглядеться – можно даже распознать очертания знаменитой газовой цистерны, находящейся в Сабетте, стилизованной под банку сгущёнки.

 

- Новый мурал – подарок Пуровскому ЗПК, отметившему в этому году 20-летие, - делится художник. - И, конечно, новый культурный код, нашедший своё место в городском пространстве.

 

С трудом представляю себе, как эскиз, а затем и рисунок, переходит на большой фасад с экрана маленького гаджета. Неизменный атрибут – всегда при нём. И если вы когда-нибудь наблюдали за его работой, то видели, почти постоянно он работает в наушниках.

 

- Какую музыку любите? – спрашиваю. И думаю, что услышу что-нибудь про энергию и драйв. В такт броскости и резвости нанесения штрихов.

Откровенно говоря, ответ удивляет.

- Слушаю аудиокниги, в основном это фантастика. В последнее время «подсел» на короткие рассказы.

- А как насчёт автографов? Оставляете ли их на своих работах?

- Если честно, никто никогда об этом не спрашивал, но да. Стараюсь прятать их на «холсте». Художнику важно иметь не только свой индивидуальный почерк, но и подписывать работы.

- Раскроете секрет, где спрячете на этот раз?

 

Михаил, подумав, соглашается. Акцентирует моё внимание на мурал.

- Найдите на «холсте» маленькую геометрию – метафорические крестики-нолики. Если хотите подсказку – они находятся в середине. Именно там я спрячу свой автограф.

 

Кирпичная кладка, бетонный фасад, сайдинг – кажется, художнику подвластен любой «холст». Он рисует специальными фасадными акриловыми красками, которые легко смешиваются между собой. В арсенале у муралиста краскопульты, кисти и даже подручные средства.

 

- Когда работаешь с полотном 200 квадратных метров, нужно уметь всё рассчитать. Особенно изначально, при нанесении эскиза. К примеру, когда рисовал мурал на улице Юбилейной - «матрёшки», использовал математический подход. Отсчитывал кирпичи от той или иной детали, например, двадцать влево, двенадцать вправо.

 

- На кирпичной кладке рисовать легче?

- Как сказать. На бетонной стене проще.

 

Интересуюсь, сколько по времени в среднем занимает каждая из работ.

- Четыре-пять дней. Технические сложности, сами понимаете, только погодные.

У меня уже давно заготовлен для художника самый интересный вопрос – какой из всех муралов в Пуровском районе он считает своим любимым.

 

Михаил называет самый «приветливый» мурал – девочку-неночку, встречающую всех при въезде в город. И вспоминаю, что когда я вернулся в Тарко-Сале после учёбы в университете, тоже вначале увидел его.

 

- Ещё получил море удовольствия от процесса, когда рисовал «матрёшек». Каждая по отдельности, сотканная из разных деталей, они постепенно вписывались в общий контекст.

 

Муралы уже своего рода визитная карточка Пуровского района. Сам Михаил называет Тарко-Сале - город-музей и уже с трудом может вспомнить точную цифру муралов, подаренных городскому пространству. У самого художника ещё много идей, с которыми он может поучаствовать в украшении города.

 

В завершение интервью он поделился, что планирует задержаться в райцентре, чтобы принять участие в масштабном фестивале «Ягель».

- Моя семья тоже любит Тарко-Сале. Жена и две маленькие дочки. Любят за размеренный темп жизни и приезжают ко мне уже не первый раз. И это лето – не исключение.

Поделиться: