Это был мой выбор
21.02.2025 09:40

Автор: Светлана Пинская
Фото: архив Даниила Щепилова и открытые источники
Говорим с Даниилом о том самом шаге, сподвигшем его пойти добровольцем в зону специальной военной операции в числе первых.
«С самого начала у меня была мысль, почему кто-то там, а мы здесь? Я могу также помогать, польза какая-то будет. Понимал, что ротация должна быть», - рассказывает Даниил.
Он не скрывает, что думал в тот момент больше всего о наших ребятах, бойцах, которые уже выполняли свой долг в зоне специальной военной операции. Ощущение воинского братства у Даниила осталось после службы в армии. А проходил он её в Кронштадте на корабле «Уренгоец».
«Говорил дома, что пойду в зону СВО, но родные думали, что шучу, - продолжает Даниил. - А отговаривать меня бесполезно. И мама знает - если мне что-то надо, если поставил цель, то обязательно своего добьюсь».
Ей, любимой мамочке, он тогда и дал слово, что вернувшись, останется дома.
Когда 21 сентября 2022 года в нашей стране была объявлена мобилизация, Щепилов уже был в зоне специальной военной операции или, как говорят бойцы, «за ленточкой».
«После Тюмени батальон, сформированный из работников нашей организации, отправили в Ростов», -
вспоминает Даниил. Работал он на тот момент и продолжает трудиться в настоящее время охранником в компании «Транснефть Сибирь».
Даниил хорошо запомнил слова, которые им, миномётчикам, не-устанно повторяли в учебном центре: «Учитесь здесь, от этого зависят ваши жизни!»
На войне мирная жизнь заканчивается. Это Даниил осознал ещё по пути следования, а двигались они в сторону Красного Лимана - города в Краматорском районе ДНР.
За Красный Лиман, являвшийся важным железнодорожным узлом и имевший стратегическое значение, в течение сентября 2022 года шли ожес-точённые бои. В начале октября Минобороны России заявило, что российские войска и союзные силы из-за угрозы окружения отступили из Красного Лимана.
«Шоколадная фабрика - так называлось место, куда нас привезли после трёх суток пути. Это вроде деревушки под Луганском, она была вся разрушена. Распределились по локациям. Но там мы были недолго, где-то неделю, - рассказывает Даниил. - Сменился после караула, было это где-то 4.30 утра, слышу крик: «Нас окружили!». Миномёты успели погрузить в “Урал”».
История подвига пишется людьми, и подвиг этот часто заключается в принятии личностных решений, в готовности пожертвовать собой ради ближнего.
Даниил рассказывает, как командир их батальона через час пути сказал, что нужно вернуться в место дислокации.
«Ребята, там осталось всё - еда, обмундирование, боеприпасы. Надо успеть их забрать, другого выхода нет. Кто поедет со мной? Но вы должны знать, что, возможно, это дорога в один конец!» - вспоминает он слова своего
командира.
Вызвались шесть добровольцев, в том числе и Даниил. Назад вернулись не все.
«Из Красного Лимана, куда наше подразделение направили потом, выбирались сутки. Половина ребят, которые были в нашем батальоне, погибли. Нас отправили под Торское. Это была передовая. Приходилось удерживать оборону либо немного сдвигаться. Потом отошли к населённому пункту
Кременная. Здесь практически и находился до конца», - рассказывает Даниил.
В декабре 2022 года Даниил Щепилов вернулся в родной Уренгой. Если вы спросите, за что его наградили медалью «За отвагу», он будет краток: «Скажем так, за проявленные личные качества в ходе боевых действий. У меня был выбор - рисковать или нет. Я выбрал рисковать».
«Когда возвращаешься, проходит месяца два-три, как бы тяжело ни было, начинает туда тянуть. У меня половина бойцов, с которыми вместе воевали, уже там», - говорит Даниил.
С боевыми товарищами он связь поддерживает. «Кого-то знал, с кем-то там познакомился. Списываемся почти каждый день», - продолжает он.
Даниил признаётся, война ему нередко снится. «Ценить больше начинаешь простые вещи. Что есть вода, например, можно помыться, можно проснуться спокойно... Не спешу теперь куда-то, даже когда и надо бы. Могу просто посидеть, посмотреть в окно, порадоваться птичкам», - говорит он об изменившихся жизненных приоритетах.
Вместо послесловия
Отвечая на один из моих вопросов, Даниил скажет: «Там волей-неволей в Бога начинаешь верить». И озвучит всего лишь один небольшой эпизод, как чудом остался жив: «В десяти метрах находился от наёмников. Думал, не выйду. Нужно было себя не выдать, не дать обнаружить. В такие моменты стук собственного сердца слышишь. Всё перематывается сразу. Понимаешь и ценность жизни, и семьи».
Спрашиваю, что помогает бойцам в сложные минуты выстоять и выдержать.
«Думаю, характер. Меня никогда не покидала мысль, что я пришёл в зону специальной военной операции по собственной воле. Пришёл на помощь к своим. И это был мой выбор», - ответит герой.