Исповедь на заданную тему
21.06.2024 09:52
Автор: Гордей Юрьев
Фото: личный архив семьи Шамариных
О воинском пути деда я знаю непростительно мало, но всегда помнилось одно: дед участвовал в освобождении европейских городов - Белграда и Будапешта.
И, пожалуй, знал бы ещё меньше, если бы не написанные от руки в конце 1990-х дедом три листа о войне. Поводом к написанию этих строк стало школьное задание моей сестры – написать сочинение о своем герое к Дню Победы.
«Родился 18 января 1925 года в Молотовской области (ныне Пермский край). Ушёл на фронт в возрасте 18 лет. Воевал в составе 527-го миномётного полка связистом».
Три листа на газетной бумаге размашистым дедовским почерком, фотокарточки в семейном альбоме, медали и ордена - вот и всё, что осталось мне в память о деде.
Держу в руках и читаю первые строчки, которые косой линией съезжают вниз, и дальше весь текст будто написан бегло и под наклоном. Дед без причины пропускает отправку на фронт и пишет скупо: «Наш 527-й миномётный полк с боями продвигался из города Изюма Харьковской области и достиг Днепра. Реку форсировали ниже по течению, в 20км близ города Запорожье».
Повествование почти лишено деталей. По словам отца, дед не любил вспоминать войну и рассказывать о своих боевых подвигах: всегда говорил, что это было очень страшно, больно и ничего хорошего в войне нет. Что принесла ему юность, кроме потерь боевых товарищей, скитания по окопам и большой тоски по дому?.. Да и было ли место этой тоске, если постоянно приходилось выживать, ежедневно смотреть в лицо смерти, терять и снова находить веру, что завтрашний день не будет последним.
«Освободив Запорожье, бригада, в которую входил наш полк, получила наименование - 23-я отдельная Запорожская бригада РГК (Резерв Главного Командования)» - первое уточнение, которое встречается мне в тексте.
Дед нашёл нужным подчеркнуть это. Наверное, для того, чтобы дальнейшие поиски на тематических порталах дали мне больше сведений. Но об этом чуть позже.
Дед писал, что в составе появившегося воинского формирования подразделение с боями дошло до города Кривой Рог с многочисленными потерями в живой силе. А дальше… Текст ломается, будто запнувшись о крепко поставленную запятую.
«Да, воевать было практически некому, часть были убиты, часть - ранены. Техники не осталось тоже, только 120-мм миномёты и автомашина «Студебеккер». На весь полк».
Холодный февраль 1944 года встретил деда и его сослуживцев большими потерями, жутким оскалом войны. Тех немногих выживших, в том числе и деда, погрузили в вагоны и отправили со станции Милорадовка в тыл, в город Тамбов.
Под Тамбовом в лесу были вырыты землянки, там и расположилось уцелевшее подразделение. Через некоторое время бригада была пополнена личным составом, боевой техникой. В мае 1944 года вновь укомплектованный полк отправился эшелоном на фронт. 527-й миномётный полк был включён в состав 4-го гвардейского механизированного корпуса 3-го Украинского фронта.
Оставив текст, ухожу за информацией на поисковый портал и детально прослеживаю боевой путь полка на карте. Новый Буг, Еланец, Вознесенск, Тирасполь…
И вот здесь портал «Память народа» стал не просто источником ранее недоступной информации, а своего рода «машиной времени», переносящей меня в те далёкие уже времена. Сканы приказов о награждениях, наградные листы со скупым описанием подвигов, данные о боевых операциях и документах частей позволили не только узнать те или иные факты, но и связать их в единую картину событий, воссоздать спустя столько лет фронтовую жизнь.
В августе 1944 года началось наступление, вошедшее в летопись войны как Ясско-Кишинёвская операция. Командование 3-го Украинского фронта считало, что советские войска не встретят здесь серьёзного вооруженного сопротивления. В ходе операции была освобождена Молдавия, Румыния капитулировала и вышла из войны без боёв.
«Из Болгарии через Балканы с боями вышли в Югославию. Наш 4-й гвардейский механизированный корпус в составе 3-го Украинского фронта разделили на две половины и начали наступление на столицу Югославии - город Белград».
Так ли хороша страна Болгария, как поётся в песне?.. Дед описывает её так:
«Местность гористая и лесная. В лесах встретили очень много партизан, они нам очень помогали. Среди них было много девушек с нашими автоматами и ручными пулемётами, в основном - ППШ».
Фронтовые фотографии стали для меня своего рода окном в то далёкое и героическое время. Но особое место среди них занимает небольшая, размером 9 на 12см, пожелтевшая фотография с обтрёпанными краями и чёрным засвеченным кантом, сделанная в перерыве между боями, как оказалось, с «хорошего» негатива. Она сделана осенью, на ней дед с однополчанами, все в галифе и в гимнастёрках, трое из них не смотрят в кадр, будто разговаривают с кем-то…
На обратной стороне «химическим» карандашом дед старательно перечислял всех изображенных на ней и время съёмки. Отсканированная и увеличенная фотография сделала почти невозможное: улыбающиеся и с грустью в глазах солдаты перенеслись в наше время из сентября 1944 года.
«Ваня Литвин, Володя Синегузов, я, Мансур Бекешев. Белград. Володя Дёмин – фотокор нашего полка, за кадром».
Отец, стоя у меня за спиной, смотрит на пожелтевшие листы и полушёпотом читает вслух: «По понтонному мосту форсировали Дунай и вступили в Венгрию с боями, а они были упорные. Прошли всю Венгрию до Чехословакии, где под г.Комарно в феврале 1945г. 4-й механизированный и, конечно, наш 527-й немцы разбили. Воевать снова стало некому и нечем – ни миномётов, ни машин».
- Венгрию брали с боями, значит…
День Победы дед встретил в Венгрии, но служба для него не закончилась. Дивизия была расформирована и переброшена сначала в Болгарию, где находилась до декабря 1947 года, затем в Германию, где дед служил старшиной при штабе 2-й гвардейской дивизии.
Домой он вернулся лишь в 1951 году…