Миссия – Учитель
03.10.2025 10:36
Автор: Оксана Ермакова
Фото: Андрей Понамарев, архив семьи Щербаковых
Сколько их было в её педагогической биографии, сосчитать невозможно. Озорные и непоседливые, таланливые и спокойные – это всё десятки и сотни мальчишек и девчонок. Они не шли потоком, каждый остался в памяти учителя. Но самые запоминающиеся - её родные выпускники. Памятные фотокарточки стали украшением рабочего кабинета.
- Ах, вот некоторые совсем выцвели, - сокрушается героиня нашего повествования, аккуратно расставляя рамки с фотографиями по местам.
Конечно, ведь за плечами более тридцати лет педагогической деятельности. Выбор русского языка и литературы был сделан Еленой не из-за врождённой грамотности, а благодаря огромному желанию быть ближе с мастерами владения словом, которое она воспринимала как форму искусства, подобную музыке. Думала ли тогда юная выпускница Ишимского пединститута, что путёвка на Север станет судьбоносной и накрепко свяжет её жизнь с маленьким посёлком и школой, ставшей вторым домом? Конечно!
По её мнению, первые шаги в профессии стали вызовом к самой себе: «Смогу ли, сумею?» Ведь Север - это место, где педагогическая деятельность требует не только высокой самоотдачи, профессионализма и готовности к многозадачности, но и суровые условия жизни. Но Елена Александровна быстро адаптировалась к новым обстоятельствам. Огромную роль сыграл стойкий характер. Педагоги с таким стержнем не только преподают детям, но и активно участвуют в жизни школы. Так, открытие нового здания тарко-салинской первой стало ярким и значимым событием для Елены Щербаковой. Она - учитель-русовед, стала и заместителем директора по образовательному процессу, активно включилась в организацию всех учебных и воспитательных систем.
По мнению Елены Александровны, совмещение роли учителя и администратора - это одновременное выполнение двух совершенно разных функций. Учитель ведёт уроки, взаимодействует с учениками, передаёт знания и поддерживает эмоциональный климат в классе. Администратор, в свою очередь, отвечает за организацию учебного процесса, внедрение инноваций и координацию работы педагогического коллектива. В одном учреждении данные роли требуют различных подходов и выполнения разных требований.
- Учителю необходимо сосредоточиться на преподавании и воспитании, в то время как заместитель директора по образовательному процессу отвечает за развитие школы и адаптацию к новым образовательным стандартам, - поясняет Елена Щербакова.
С ключевыми задачами административной деятельности Елена Александровна мастерски справляется, оставляя себе отдушину. Она продолжает вести уроки и не перестаёт мечтать.
- Главная мечта женщины-педагога - видеть своих учеников успешными. Успех класса - это показатель профессионального мастерства и смысла работы. Однако достижение этой цели невозможно без гармоничного состояния самой учительницы, - рассуждает преподаватель.
Она считает, что если педагог чувствует усталость, стресс и эмоциональное выгорание, это неизбежно отражается на атмосфере в классе и на успехах учеников. Конечно, важна не только профессиональная составляющая, но и личная жизнь: забота о собственном здоровье и эмоциональном балансе.
- Сохранить баланс между профессиональной деятельностью и семейной жизнью для женщины-педагога -сложная задача. Часто работа требует настолько много времени и сил, что кажется, будто профессия занимает в жизни больше места, чем семья. И это явление широко распространено среди педагогов, особенно женщин, которым приходится одновременно выполнять роль учителя и мамы, - делится мнением наша героиня.
В таких непростых условиях семья часто испытывает дефицит внимания. Но у Елены Александровны этот вопрос не возникал. Дети всегда были рядом, росли активными и общественно вовлечёнными в события школы.
- Понятие женщина-педагог должно быть многогранным. Как специалист ты не имеешь права свернуть с профессионального пути и замедлиться, а как женщина-мать должна быть рядом и со своими детьми тоже. Важно добиться гармонии между жизненными ориентирами «школа – дом». При этом современный педагог обязан постоянно развиваться, - сказала Елена Щербакова.
Внедрение инноваций – это ответственная задача заместителя директора по образовательному процессу. Елена Александровна внедряет нововведения Министерства просвещения в школьном пространстве. Это требует не только профессиональных знаний, но и умения находить компромиссы между коллегами, применять программы, адаптируя их с административной документацией.
Важную роль в непрерывном профессиональном развитии Елены Щербаковой играет наставничество. Как настоящий ментор она поддерживает молодых специалистов в профессиональном росте. Среди подопечных Елены Александровны – Александр Евгеньевич Фокин, директор «Старшей школы» г.Тарко-Сале и Лия Гиявна Гиренко, учитель русского языка и литературы.
- Очень важно создать условия для поддержки молодёжи. Когда видишь стремление педагога развиваться в сфере образования, конечно, стараешься расширить его потенциал, предоставить большие возможности для развития, - сделала вывод наша собеседница.
Наш разговор длился больше часа. Мы коснулись многих тем, поговорили о личном, о том, что обычно остаётся «за кадром». Раскрылась Елена Александровна Щербакова не только как педагог, профессионал, но и как женщина и мама, у которой не угасает стремление добиваться успеха не только собственного, но и для всех, кто находится рядом.
