Миссия - увековечить память

Каждый год поисковые отряды отправляются на места боевых сражений, чтобы увековечить имена погибших в годы Великой Отечественной войны. В этом году пуровские поисковики вели раскопки в Бельском районе Тверской области. И это уже не первая экспедиция в окрестностях деревни Демяхи. В этом году она была посвящена памяти 250-й Краснознамённой стрелковой дивизии.

20.06.2025 10:19

 

 

Об итогах экспедиции, о поисковом движении и другом - читайте в интервью с Анной Саяпиной, председателем регионального отделения «Поискового движения России», руководителем поискового отряда «Снегири» МЦ «Ровесник» пгт.Уренгоя.

 

Анна Александровна, начнём с итогов: как прошла весенняя поисковая экспедиция «Бельский плацдарм. Памяти 250 стрелковой дивизии»? 

Это была большая экспедиция, организованная в рамках президентского гранта Московского областного молодёжного поискового 
объединения «Плацдарм» под руководством Константина Смирнова. Участие в ней приняли более 300 поисковиков из разных регионов России. В составе экспедиции работали пять ямальских отрядов: «Медальон» из Ноябрьска, «Ратибор» из Муравленко и «Дозорные памяти», «Надеж-да» и «Снегири» из Уренгоя. Всего 
50 человек.
В первые же дни «Вахты памяти» при раскопках было обнаружено четыре солдатских медальона. Все имена были прочитаны, родственники трёх погибших фронтовиков найдены. Останки одного родные увезли для захоронения на родину - в Нижегородскую область. 
Всего за время экспедиции было обнаружено 11 солдатских медальонов, а это большая удача, семь из них направлены на экспертизу в лабораторию. Останки 102 поднятых красноармейцев захоронены со всеми почестями 
8 мая у мемориала павшим воинам в деревне Демяхи.

Самый трогательный момент для любого поисковика - какой? 

Найти медальон при раскопках, установить имя погибшего солдата, найти его родственников - это и есть наша цель. И когда это удается сделать, эмоции просто зашкаливают: и слёзы, и дрожь в руках, и радость в душе одновременно - ведь удалось увековечить ещё одного нашего солдата, погибшего в самой кровопролитной войне в истории человечества, сражавшегося за нашу свободу.  

Анна Александровна, а как Вы пришли в поисковое движение, в скольких экспедиция побывали? Какая произвела наиболее неизгладимое впечатление? 

В поисковое движение пришла благодаря Андрею Гречишникову, руководителю поискового отряда уренгойской школы №1 «Дозорные памяти», которого по праву можно назвать родоначальником поискового движения у нас в посёлке. Он много рассказывал и агитировал присоединиться к поисковикам. В 2016 году так совпало, что смогла поехать на раскопки. С тех пор побывала в 20 экспедициях, в основном в Тверской области и в Суоярвском районе Республики Карелии. И хотя география поездок достаточно стабильная, одинаковых экспедиций не бывает. В каждой есть свои трогательные, а иногда и удивительные моменты, которые трудно назвать случайным стечением обстоятельств.  
Например, в 2021 году на раскопках в Карелии, где мы были с поисковым отрядом «Надежда» уренгойской школы №2, обнаружили в госпитальной яме останки 25 бойцов и документы на имя Хайруллы Шариповича Гатауллина, уроженца Чкаловской области, ныне это Оренбургская область. Когда нашли родственников красноармейца, оказалось, его младший брат ещё жив. И, как выяснилось, потомки этого дедушки живут в Уренгое буквально в соседнем микрорайоне. Вот такой удивительный поворот судьбы. 
Каждый год в поисковые экспедиции ездят школьники. Насколько это важно?

Действительно, большинство поис-ковых отрядов Пуровского района, а у нас их девять, - это подростки и обучающаяся молодёжь. В этом году школьники составили почти треть участников экспедиции. 
У нас созданы школьные отряды в райцентре и посёлке Уренгое. При Тарко-Салинском профессиональном колледже с 2015 года работает студенческий отряд «Патриот». И очень радует, что к нам приходят новые ребята. Например, два года назад был создан поисковый отряд на базе школы-интерната города Тарко-Сале «Высота 202.3».
Участие ребят в поисковых экспедициях не просто важно, а архиважно. Во-первых, это погружение в историю, возможность непосредственно соприкоснуться с теми событиями, которые происходили в годы Великой Отечественной войны. А это уже совершенно другое понимание и отношение к истории подвига советского народа и того, какой ценой была завоёвана Победа. Во-вторых, это особый формат общения, который заключается в очень уважительном отношении между взрослыми и детьми. Общаемся мы с ребятами на равных, как поисковики-братья. Старшие обучают младших. Дети, которые побывали в поисковых экспедициях, становятся более организованными, самостоятельными, многое умеют - и дров наколоть, и костер развести, и что-то приготовить в полевых условиях.

Правда, что тот, кто приходит в поисковое движение, как правило, уже не бросает эту деятельность?

На моей практике было очень мало людей, которые пришли в поисковое движение и потом сказали: «Нет, это не моё». Самое главное для себя решить на начальном этапе - стоит ли ехать в поисковую экспедицию или нет. Ведь мы работаем в любую погоду и в условиях, которые далеки от комфортных. И это не просто механическая деятельность, но и особые внутренние переживания. Несмотря на это, каждый поисковик ждёт рассвета, чтобы скорее приступить к раскопкам. Мы живём от экспедиции к экспедиции. Осенью сезон заканчивается, а с Нового года уже начинаем подготовку к новому сезону. 

Анна Александровна, Вы являетесь руководителем поискового движения на Ямале, насколько оно развито в нашем округе? 

Для нашего региона, который настолько удалён от мест раскопок, 27 поисковых отрядов - это большой показатель мотивации. На организацию поездок в настоящее время выделяется окружная субсидия, которую мы используем в основном на оплату проезда. Всё остальное - это личные средства поисковиков. И это тоже говорит о большой заинтересованности.
Для примера: в весенней «Вахте Памяти» приняли участие 24 ямальских поисковых отряда, а это 235 поисковиков. Мы вели раскопки в пяти регионах России: Ленинградской, Новгородской, Тверской, Волгоградской, Калужской областях. В период экспедиций были обнаружены останки 397 бойцов и командиров Красной армии и 16 медальонов, установлены имена и найдены родственники пяти солдат. Непосредственно ямальцы принимали участие в подъёме 282 красноармейцев и обнаружили останки 38 бойцов. 
Поисковое движение - это миссия, которую каждый из нас несёт в своей душе. 
Повторюсь, что очень отрадно, что наши ряды растут, что по зову сердца к нам приходят новые люди.

Спасибо за ответы!

 

Автор: Светлана Пинская 
Фото: Владимир Алендаренко, открытые источники

Поделиться: