Николай Куликов: об Уренгое, авиации и жизни
02.05.2025 09:15

Автор: Светлана Пинская
Фото: архив Николая Куликова и администрации пгт.Уренгоя
Семейные корни
Николай Николаевич знает об Уренгое если не всё, то очень, очень многое. Его дедушка и бабушка по маминой линии обосновались в этих местах задолго до того, как в 1966 году образовался геологический посёлок.
«Мой дед Данил Васильевич и бабушка Василиса Андреевна Николаевы приехали в Уренгой в 30-е годы. Тогда посёлок был факторией. Как это произошло, сказать не могу, но, видимо, не от хорошей жизни», - говорит Николай Николаевич.
Здесь же, в Уренгое, познакомились его папа Николай Прокопьевич Куликов и мама Фаина Даниловна Николаева.
«Мой папа работал киномехаником в Тарко-Сале, его постоянно командировали в Уренгой показывать фильмы, - продолжает наш герой. - На почтовых оленях добирались тогда. Доезжали сначала до Каменной горы, потом до Белой горы, дважды ночевали и меняли оленей. Вот в одной из таких командировок папа и познакомился с мамой».
Обосновалась молодая семья Куликовых в Тарко-Сале. Но всё детство, вплоть до школы, Николай провёл у бабушки с дедушкой в Уренгое.
«Мама увезла меня в райцентр на оленях в 1956 году, это хорошо запомнил. В 1957 году пошёл в школу, учился по четвёртый класс в Тарко-Сале у Анны Яковлевны Пантелеевой», - вспоминает он.
Из Тарко-Сале Куликовы переехали в Ныду, потом жили в посёлке Тазовском, затем в Красноселькупе.
«Папа был начальником районного узла связи, когда окончил техникум, вот его и направляли на работу. Мама была телефонисткой», - говорит Николай Николаевич.
Из Красноселькупа в 1969 году Николай Куликов ушёл в армию, а вернулся уже в Уренгой. К этому моменту сюда переехали родители.
Аэропорт - и сердце, и душа
«Я поработал у отца немного, он был начальником линейного участка связи, и затем перешёл в аэропорт. Начинал дизелистом, потом работал радиотехником», - делится Николай Куликов.
Начальником аэропорта в то время был Евгений Васильевич Аверин. Это при нём в 1975-1976 году удлинили взлётную полосу и провели подготовку для приёма тяжёлых военно-транспортных самолётов, в частности ИЛ-76.
«Принимать большегрузные самолёты для объединения «Уренгойнефтегазгеология» было нашей главной задачей в тот период. Объёмы геологоразведочных работ росли, и объёмы грузоперевозок, соответственно, тоже», - говорит Николай Николаевич.
В 1980 году, когда Николай Куликов возглавит аэропорт, на базировку в Уренгой прилетят первые тяжёлые транспортные вертолёты МИ-26. Здесь же проведут испытания первых самолётов АН-74.
«Смотрели, могут ли они совершать посадку на грунтовую взлётную полосу. Испытания прошли успешно. Потом принимали и эти самолёты. Они незаменимые для Севера, и в настоящее время летают на Северный полюс, в Антарктиду», - уточняет он.
Значимой вехой в биографии Николая Николаевича стало строительство нового аэропорта. И это первое, с чего он начал, став руководителем.
«Полетел в Ленинград за проектом. Быстро решить вопрос помог Евгений Васильевич Аверин. В течении недели проект здания аэропорта был готов. Шесть томов документации тогда привёз с собой», - вспоминает заслуженный авиатор.
Весь комплекс сооружений, включая котельную, здания наземных служб, централизованную заправку воздушных судов и само здание аэропорта сдали в эксплуатацию в 1991 году. В строительстве помогла «Уренгойнефтегазгеология», в частности директор объединения Анатолий Михайлович Брехунцов.
«Отмечу, что работала у нас в основном молодёжь. Мы были шефами у наших школьников. Так вот, часть ребят шла учиться в профильные училища и возвращалась к нам диспетчерами воздушных судов, авиатехниками и техниками ГСМ», - говорит Николай Куликов.
«Никто работы не боялся, - добавляет он. - Коллектив справлялся с большими задачами. Принимали в аэропорту такие большегрузы, как АН-12, АН-24, АН-26, ИЛ-76, ИЛ-18, МИ-26».
Долгое время аэропорт Уренгоя был основным транспортным узлом, осуществлявшим не только большие объёмы грузоперевозок, но и транспортировку пассажиров.
«Отправляли и вахтовых работников, и жителей посёлка. В Уренгое ведь и до 16 тысяч населения доходило, а ни железнодорожного транспорта, ни дороги не было, только авиация», - подчёркивает он.
Всего в уренгойском аэропорту в 1980-е годы базировались десять самолётов АН-2 и двадцать вертолётов МИ-8 и МИ-26. Ещё пять вертолётов, которые также обслуживали уренгойцы, находились на левом берегу Пура.
В уренгойском аэропорту Николай Куликов отработал более 30 лет. Вместе с ним прошёл все этапы, от небывалой востребованности в эпоху геологического освоения Севера до перестроечного периода с его рыночными отношениями и экономическими кризисами.
К слову, младший брат Николая Николаевича - Сергей Куликов - тоже пошёл в авиацию, работал в аэропорту Тарко-Сале руководителем полётов.
Главный в посёлке
«Даю тебе пять минут на размышление», - сказал в 2003 году Анатолий Острягин, тогда глава Пуровского района, и назначил Николая Куликова главой Уренгоя. Да, есть и такая строка в биографии нашего героя.
Два года Николай Николаевич отработал назначенным главой, а с 2005 года два срока исполнял полномочия уже как избранный глава.
За этот период в посёлке была проведена газификация, запущена станция водоочистки, проведено кабельное телевидение, выполнен ремонт в КСК «Уренгоец» и здесь же введён в эксплуатацию бассейн, велось асфальтирование дорог, модернизировалось электроснабжение, выполнялись капремонты жилфонда, детсадов, школ.
«Когда главой Пуровского района был Дмитрий Николаевич Кобылкин, добились того, что округ выделил Уренгою субсидию на строительство школы №2 в капитальном исполнении», - говорит Николай Николаевич.
В этот период было положено начало и строительству капитального жилья. В Уренгое возвели первую пятиэтажку и трёхэтажный дом.
«Не ожидал, что так судьба повернётся, что я стану главой посёлка, - говорит Николай Николаевич. - Но я удовлетворён тем, что удалось сделать. Старался по максимуму, исходя из того, что мне было под силу».
На заслуженный отдых Николай Куликов вышел в 2011 году, но активную деятельность на благо родного посёлка продолжил.
Дорога к храму
Когда в 2017 году в пгт.Уренгое началось возведение православного храма, Николая Куликова избрали председателем рабочей группы.
«Глава посёлка Олег Владимирович Якимов решал все основные вопросы, договаривался со всеми, людей консолидировал. Я помогал с проектом, с доставкой материалов, со строителями», - рассказывает он.
«Многие помогали - и жители, и спонсоры. Только благодаря тому, что мы были все вместе, нам удалось построить храм», - добавляет ветеран Уренгоя.
18 декабря 2022 года состоялось освящение нового православного храма. Строительство церкви Николай Куликов назовёт главным делом своей жизни.
За оказанную помощь его наградят епархиальными наградами и медалью ордена Русской православной Церкви святого благоверного князя Даниила Московского.
О патриотизме
Николай Куликов говорит, что в его жизни посылом для деятельности была память о предках.
«Нам есть, кем гордиться. Мой дед по папиной линии Прокопий Федорович Куликов был ветераном войны, бабушка Раиса Николаевна труженицей тыла, мой дядька, Аркадий Прокопьевич, воевал, погиб в 1944 году в Белоруссии», - рассказывает он.
В честь Аркадия Куликова в 1998 году назвали одну из улиц Тарко-Сале. Он был старшим из четверых сыновей Прокопия Фёдоровича и Раисы Николаевны, обосновавшихся в райцентре ещё в 30-е годы. В семье также воспитывалась дочь.
«Патриотизм у нас в крови у всех, - говорит Николай Николаевич. - Сын - участник специальной военной операции. Внук отслужил на флоте, увлечён историей, особенно Великой Отечественной войны. Это он разыскал информацию про моего деда и дядьку».
Остаётся добавить, с будущей супругой Ниной Николай Куликов познакомился в 1975 году. Молодые сыграли свадьбу, как было заведено в то время, в поселковой столовой. У супругов родились сын и дочь.
В 2027 году супружеская чета отметит золотую свадьбу.