О технике, дороге и жизненном пути
24.10.2025 10:07
Автор: Светлана Пинская
Фото: Светлана Борисова и архив респондентов
И снится снова зимник
Алексей Викторович Горшунов трудится водителем в МКУ «Уренгойское хозяйство» пгт.Уренгоя. За руль автомобиля он сел уже в сознательном возрасте, но с техникой связан всю жизнь.
Начинал автослесарем
Детство и юность Алексея Викторовича прошли в геологическом посёлке. Родители приехали в Уренгой в 1971 году, когда Алексею было три года.
«Окончил школу, пошёл учиться на автокрановщика по направлению от Уренгойского АТП, - рассказывает он. - Предприятие относилось к «Главтюменьгеологии» и было шефом нашей школы».
Отучился, потом отслужил в армии и вернулся в АТП.
«Взяли меня на работу, но не водителем, а автослесарем», - говорит Алексей Викторович.
Было это в 1988 году. Через два года Алексея Горшунова перевели в аккумуляторный цех. Аккумуляторщиком он отработал семь лет.
Зимник
Когда наступили непростые в экономическом плане времена, АТП прекратило своё существование. Базу вместе со всеми цехами передали Уренгойской нефтегазоразведочной экспедиции. Перешёл в эту организацию и Алексей Викторович.
«Тяжело тогда было и с работой, и с деньгами. Нам хоть платили вовремя и наличными, но зарплата была небольшой. Водители на спецтехнике зарабатывали больше. Тогда я и попросился на автомобиль», - говорит он.
Алексей Викторович хорошо помнит свою первую поездку по зимнику.
«Доставляли грузы на наши буровые, самая дальняя подбаза у нас была в 120 километрах от посёлка, - вспоминает Горшунов. - я на своём самосвале «Урале» вёз шестикубовую ёмкость с топливом.
Зимник тогда был не тот, что сейчас. Да и знать толком тогда я ещё ничего не знал. Мне говорили перед поездкой, что надо спустить колёса. Спустил, и краны подкачки закрыл, а этого делать нельзя было. Вот и «прожевало» в дороге одно колесо. Пришлось менять на морозе, на узкой дороге зимника. Запомнил на всю жизнь».
Приобретённый опыт работы в непростых условиях Алексею Горшунову пригодится ещё не раз. За время, что наша страна будет вставать на рельсы рыночной экономики, преодолевая экономические кризисы, а предприятия менять форму собственности и подстраиваться к новым реалиям, что окажется под силу не всем, Алексей Викторович успеет поездить по северам от Русского до Берегового месторождений и поработать на разной технике.
Будет в его жизни и верный железный товарищ, которого он из-за цвета кабины назовёт «Рыжиком».
Товарищ «Рыжик»
«Весной 2015 года я пришёл в «Ямалпромгеофизику»», - рассказывает Алексей Горшунов. - Тогда Тарас Михайлович Кульбаба командовал предприятием, а его замом по общим вопросам был Богдан Иванович Бойко».
«Мне сказали, что если соберу «Урал»-тягач, который стоит в боксе, то буду ездить», - продолжает он.
Восстанавливать технику Алексею Викторовичу было не впервой. Свой первый опыт он получил, когда работал в ОАО «Уренгойнефтегазгеология» (был и такой этап в трудовой биографии героя публикации) - реанимировал старый бензовоз, на котором потом работал.
«Всю весну ремонтировал, летом возил стройматериалы для строительства нового офиса, и только осенью сел на своего «Рыжика», начал возить на буровые ПКН», - говорит водитель.
ПКН - это подъёмник каротажный несамоходный. Предназначен для производства спускоподъёмных операций и геофизических исследований скважин.
Алексей Викторович признаётся, что дальние поездки по заснеженным просторам тундры ему были по душе, именно такую работу он любил, несмотря на сложности и суровые климатические условия, преподносившие свои сюрпризы. Он вспоминает, как один раз, не окончив рейс, вынужден был вернуться с полпути из-за поломки автомобиля, как ехал в валенках и тулупе, обогреваясь в кабине паяльной лампой. Алексей Горшунов всегда отличался особой предусмотрительностью, но было и такое.
«У меня всегда с собой были, в первую очередь, инструменты и запчасти - два ящика. Полная заправка, а это 900 литров. Едешь на день, еды берёшь на неделю. Тоже правило. Вода, газовая плитка, паяльная лампа, тулупы, валенки, другая одежда - обязательно», - перечисляет он.
«И «Рыжик» - он меня выручал. Собран ведь был моими руками. Какие бы нюансы иногда не возникали, а без этого просто не бывает, всегда своим ходом возвращались на базу», - добавляет водитель.
«Мы с ним бок о бок восемь лет провели, исколесили пол-Ямала», - подытоживает он.
Поэтому и называет Алексей Горшунов «Рыжика» товарищем.
Крайний рейс на своём «Урале» Алексей Викторович совершил в Антипаюту в 2022 году.
«Когда перешёл в МКУ «Уренгойское хозяйство», часто снились поездки по тундре, вспоминал, пересматривал видео. Конечно, работа тяжёлая, но была в этом своя романтика, свобода какая-то была», -
признаётся он.
Технику любит с детства
Александр Карамалак трудится водителем в уренгойской участковой больнице. И, по словам руководства медицинского учреждения, он не только профессионал своего дела, но и, как нередко говорят в таких случаях, человек на своём месте незаменимый.
Надёжная «Хозяйка»
На автомобиле «ГАЗель-бизнес» специальной комплектации, предназначенном для медицинских учреждений, за три года, что работает в больнице, Александр Карамалак проехал уже не одну сотню километров.
«Автомобиль у меня универсальный. Многие функции выполняет. Могу медикаменты привезти, выгрузить и тут же пациента везти в больницу в Тарко-Сале или Новый Уренгой. Машина для этого оборудована», - рассказывает он.
Закреплён автомобиль за хозяйственной службой больницы, поэтому и называют его в обиходе водители, в том числе и Александр, коротко и лаконично «Хозяйкой».
Работу свою Александр Карамалак знает и любит, хотя в медучреждениях особая специфика труда.
«День ли, ночь ли, позвонили, сказали, что надо ехать, значит, надо, - говорит он. - Не отказываю никогда. Не в моих это правилах».
«Ну и как можно отказать, если речь идёт о здоровье человека?» - задаёт Александр риторический вопрос, ответ на который ему хорошо знаком - не откажет, поедет.
Увлечён с детства
Любовь к технике у Александра с раннего детства. Говорит, что передалась она ему от отца. Василий Михайлович тоже когда-то начинал трудовую деятельность водителем, а потом долгое время работал автоэлектриком.
«Машинами мечтал заниматься с детства. Хотел стать водителем», - говорит Александр и вспоминает, как всё своё свободное время в юности проводил в гараже, что был возле их дома.
«Мы постоянно там собирались, и всё машины, машины. А как только свой первый автомобиль в 2009 году заимел, так я вовсе не вылазил из гаража, да и из машины тоже», - рассказывает он.
Права у Александра к тому моменту уже были. Он получил их сразу после окончания школы, то есть в 2007 году.
Призвание
«Пытался стать в своё время инженером, пошёл учиться после школы, но понял, что это не моё, - продолжает герой повествования. - Я неусидчивый. Мне постоянно надо куда-то ехать, надо двигаться».
Мечта стать водителем сбылась в 2011 году, когда Александр Карамалак устроился в частное предприятие, возил сотрудников. До этого он успел поработать грузчиком, машинистом насосных установок. Когда три года назад в участковую больницу потребовался водитель, перешёл.
«Рабочий день начинается стандартно - развозим биксы со стерильными инструментами, чистое бельё. Выезжаем с докторами на вызовы. Транспортируем пациентов, если есть такая необходимость, в медицинские учреждения города Тарко-Сале или Нового Уренгоя. В принципе, мы везде, где необходим транспорт. Например, недавно отвозили в пункт сбора гуманитарную помощь для ребят, которые находятся в зоне СВО», - рассказывает о своей работе Александр.
Довольно часто водители, что называется, прикипают душой к своему автомобилю. И герой публикации подтверждает, что это так.
«К своему автомобилю уже привык, на другом не поеду, даже если он будет новым. Я знаю все нюансы своей машины уже от и до, знаю, что она надёжная», - говорит он.
Личное авто
Конечно же, оно у Александра есть. Автомобиль старенький, доставшийся от родителей, но проверенный.
«Хотя он не новый, зато свой», - говорит он. И добавляет: «Я уже много сил своих вложил в него».
«Машина должна быть всегда в технически исправном состоянии, - продолжает водитель, - для этого за ней, естественно, надо следить постоянно. Я ремонтирую свой автомобиль всегда сам».
Александр уверен, что даже когда появится новое авто, а планы такие есть, продавать старую машину он не будет. Ведь «Малышка» (а именно так из-за компактных габаритов нарекли автомобиль ещё родители) служит верой и правдой их семье уже много лет.
Сколько тысяч километров проехал за рулём Александр Карамалак, он не считал. В одном герой повествования уверен - дорога и автомобили в его жизни значат очень многое.
