Предложить новость
Прямое включение

Открывая сердце детям

Эту публикацию мы решили посвятить ветерану труда - Валентине Ивановне Шадриной, призванием и делом всей жизни которой стала педагогика.

18.04.2025 11:07

      Автор: Гордей Юрьев

      Фото: из фондов муниципального архива Пуровского района

 

 

 

«Прошу направить меня на Север…»

 

Валентина Ивановна родилась в селе Петропавловка Муромцевского района Омской области 5 февраля 1950 года. Родители Иван Михайлович и Мария Алексеевна были выходцами из крестьян, которые впоследствии стали рабочими.

 

«В семье помимо меня воспитывалось ещё семеро детей. Мама была награждена медалями «Мать-героиня» II и III степеней», - рассказывает Валентина Ивановна.

 

По достижению школьного возраста девочкой был сделан выбор профессии. Она решила, что свяжет свою жизнь с педагогикой.

В 1965 году, окончив восьмилетнюю школу, девушка подала документы в Тюменское педагогическое училище, выбрав специальность «учитель начальных классов».

 

- После окончания училища у меня был вызов на работу в родную деревню. Но я сказала: «Сейчас требуются кадры на Север, прошу направить меня туда». Получила распределение - в начальную школу села Толька, - продолжает рассказ Валентина Ивановна.

Добираться до забытого уголка на далёком Севере пришлось авиатранспортом - сначала самолётом в Салехард, оттуда - на вертолёте в Тольку.

- В школу требовалось четыре человека, в числе которых - директор. Но занимать эту должность никто из нас не хотел. Поэтому решили с девчонками тянуть жребий. Позже мы всё равно стали делить обязанности, дежурили по неделям. Нужно было вставать в пять утра, проверять, чтобы повар был на месте, а вечером, после отбоя - смотреть за ребятами.

 

Быт молодых педагогов был скромным. В маленьком домике, куда их поселили, девушки ютились на кроватях по двое. По очереди готовили пищу, занимались хозяйством.

 

- Два раза в месяц прилетал вертолёт, привозил продукты. Как правило, хлеб да сухую картошку. Рыба и мясо были местными. Жили дружно, старались помогать друг другу. Как взрослые, так и ребятишки. Их у меня в классе было немного - всего девять человек.

 

По окончанию учебного года Валентина Ивановна получила новое назначение - в Тарко-Салинскую среднюю школу-интернат на должность воспитателя. Её подопечными стали 80 человек, которые нуждались в трепетной заботе. Оторванные от родных, они почти не знали русского языка, говорили на ненецком. Даже несмотря на то, что ребята шли в первый класс уже поздно - 8-9 лет, время на их социализацию длилось до года. 

 

Педагог рассказывает, что однажды во время дежурства она не досчиталась одного ребёнка. Старшие ребята сказали, что приезжали родители малыша и забрали его обратно. Слова на этот счёт директора были строги, но справедливы: «Валя, поедешь по стойбищам, мальчика нужно вернуть!».

 

Добираться пришлось на оленях. Когда ребёнок был обнаружен, выяснилось, что обратно ехать сегодня уже нельзя - поздно, иначе можно сбиться с пути.

 

- В сопровождении со мной был милиционер. Подумали и решили, что резонно переждать ночь в чуме, - рассказывает женщина. - От нагретой печи было настолько жарко, что хотелось снять верхнюю одежду, но ненцы предупреждали: не стоит, лучше сохранять тепло.

Так и случилось. Жилище ночью не отапливали. Чум быстро остыл, и его обитатели сильно замёрзли.

 

- Эти восемь часов показались мне такими длинными, что я думала только об одном - как бы согреться. В чуме нет понятия углов, но по краям намело снег. Хорошо запомнила, как он, оседая, витал в воздухе.

Этот эпизод стал одним из самых запоминающихся на первых порах профессиональной деятельности.

 

В 1971 году Валентина Ивановна перешла на должность учителя начальных классов. Отчёты, планы уроков, внеурочная деятельность: знания, полученные в училище, пригодились на практике.

С первых дней молодой педагог старалась дарить тепло и свет подрастающему поколению. Открывать неповторимый мир своим ученикам, умело ведя их по тропинкам любви и доброты, зажигая в их сердцах огонёк любознательности, веры в справедливость, веры в себя.

- Видела детей и радовалась. На работу ходила как на праздник, - говорит с улыбкой учитель. И хотя наше интервью носило характер телефонной беседы, было несложно угадать эмоции респондента. - Не поверите, работа приносила мне только счастье!

 

Но одним счастьем жизнь не ограничилась. Спустя год у нему добавилось ещё и семейное, личное. В 1970 году девушка познакомилась с юношей, который после службы в армии решил приехать на заработки, на Север. Молодой человек сразу покорил сердце девушки.

 

Как у большинства советских семей, в то время местом знакомства стала танцплощадка. На танцах молодые люди знакомились, после чего продолжали встречаться. Михаил и Валентина не стали нарушать традицию.  Через год пара сыграла свадьбу, ещё через год - родилась дочка Юля.

 

В 1984 году Валентина Ивановна перешла на должность секретаря комиссии по делам несовершеннолетних. Эта должность была учреждена впервые на базе исполнительного комитета Пуровского районного Совета народных депутатов. Основной задачей стала работа и помощь детям из неблагополучных семей.

 

- Не дать им возможности оступиться и ошибиться. Сесть за стол переговоров с родителями, ребятами, что порой бывало довольно нелегко.

Валентина Ивановна рассказывает случай о своём бывшем ученике, который запомнился педагогу на всю жизнь.

 

- Спустя время я снова перешла на работу в школу. И однажды, находясь в учительской, слышу - стук в дверь. Заходит юноша, держит в руках большую музыкальную колонку и говорит: «Валентина Ивановна, это самое дорогое, что у меня есть! Сохраните. Благодаря Вам я сейчас в армию ухожу, а не туда, куда мог бы попасть - в места не столь отдалённые».

 

«Один из мальчиков-хулиганчиков…» - так обычно начинает свои истории учитель, после чего следует рассказ, достойный пера детского писателя. Она до сих помнит шутки и проказы своих воспитанников.

 

Сеять умное, доброе, вечное

 

Этими словами определяется высокое призвание педагога. Конечно, не каждый ученик в своей жизни будет помнить абсолютно все правила русского языка. Но светлый образ любимого учителя навсегда останется в сердцах учеников. Когда-нибудь они обязательно вспомнят именно ту фразу, которая поможет им найти ответ на сложный вопрос и преодолеть трудности на жизненном пути.

 

Знаю это на собственном опыте. Я не смогу сейчас привести законы Менделя и рассказать о процессе мейоза, но до сих пор помню, как мой учитель биологии Алексей Владимирович сказал: «Я в тебя верю». И вот сейчас понимаю, что Валентина Ивановна такой же учитель, которого с теплом вспоминают её выпускники.

 

- До переезда в Тюмень я часто встречала на улицах своих уже взрослых ребят, вернувшихся после учёбы в Тарко-Сале. Они подходили, приветствовали. Если кого-то не помнила, спрашивала: «Так, ты кто у меня?». И те с улыбкой называли свои имена, вспоминали какой-нибудь эпизод из школьной жизни.

 

Но больше всего дети ценили проведённое время с учителем вне уроков. Походы выходного дня, совместные пикники с родителями - педагог старалась быть вовлечённой в жизнь детей и после учёбы.

 

- Нередкими были и домашние посиделки за чаем. Здесь же повторяли пройденные темы, обсуждали школьную жизнь. Дома стоял шум и балаган. На что соседи часто мне говорили: «Твоему мужу памятник за это нужно поставить!»

 

«Детей никогда не обманешь», - вспоминается мне фраза одного из современных литераторов. - Ведь они ещё не умеют обманывать себя». А значит, чувствуют людей, тянутся к тем, кто открыт к ним всей душой. И стараются подарить частичку тепла в ответ.

 

Успехи воспитанников Валентины Ивановны имеют немалый список. Её ученики с большой охотой участвовали в различного рода мероприятиях, проявляли интерес к исследовательской, спортивной и творческой деятельности. Радовали своих родителей победами на конкурсах, олимпиадах и фестивалях российского уровня. Вклад педагога в этом плане был очень велик.

 

Работая во второй, а затем и в третьей тарко-салинских школах учитель ввела в учебный процесс конторки с целью эффективного усвоения материала. Казалось бы, какую роль играют деревянные подставки с наклонными столешницами во время урока в первом классе? Оказалось, что самую важную.

 

- Малышам трудно усидеть за партой более получаса, поэтому конторки очень выручали. Первый ребёнок сидит за партой, второй стоит на массажном коврике, затем они меняются. «Валя, у тебя же во время урока постоянные передвижения, это отвлекает», - говорили коллеги. «На-оборот», - с улыбкой отвечала я.

 

Вместо пенсии - в «декрет»

 

Есть на свете категория людей, которые не хотят и не умеют плохо работать. И за какое бы дело они не брались, всегда стремятся к совершенству. Валентина Ивановна - именно такой человек. Она не раз награждалась грамотами и дипломами за успехи в педагогической деятельности. В 1991 году Валентина Шадрина была награждена медалью «Ветеран труда», а в 2004 году ей был присвоен статус «Ветеран Ямало-Ненецкого автономного округа».

 

Но самой большой наградой своей жизни заслуженный педагог считает благополучные судьбы и успехи своих учеников. Её педагогический стаж составляет 41 год. В 2013 году она ушла на заслуженный отдых.

 

- Когда я пришла к директору писать заявление, он достал папку и показывает мне: «Валентина Ивановна, смотрите, сколько заявлений от родителей в первый класс! Все стремятся попасть именно к вам. Подумайте, пожалуйста».

 

Дальнейший поворот событий получился и вовсе неожиданным. Вместо пенсии заслуженный учитель, как позже будут шутить коллеги, ушла в «декрет».

 

- Дочь как раз находилась после родов в отпуске по уходу за ребёнком. Предложила: «Мам, давай поступим так: я выйду на работу, а ты будешь сидеть с внучкой. После этого и появилась шутка: «Собиралась на пенсию, а ушла в декрет», - смеётся Валентина Ивановна.

 

В процессе разговора я не раз пожалел, что у нас нет возможности встретиться лично. Лимит телефонного звонка не раз обрывал нашу беседу, после чего приходилось созваниваться повторно.

 

- Дадите напутствие будущим педагогам? – поинтересовался я в финале интервью.

- Не бойтесь трудностей. Преодолевая их, вы приобретёте опыт, поймёте глубокий смысл профессии. Но самое главное - открывая детей, вы будете открывать себя.

Поделиться: