Предложить новость
Прямое включение

Покоряя небо Арктики

Есть профессии особенные. Невероятно сложные, но вместе с тем очень романтичные. Например, профессия пилота. У многих, кто поднимает в небо Арктики многотонные восьмые «Мишки», мечта покорять просторы Севера на вертолётах с детства. И многие, кто ещё мальчишками всем сердцем стремился летать, освоив непростую профессию, остаются ей преданными уже навсегда.

09.02.2024 10:44

 

 

 

Автор: Мария Шрейдер

Фото: Андрей Понамарев

 

Олег Котцов - яркий тому пример. Пилот-инструктор был твёрдо уверен - отбор в лётное училище пройдёт, успешно окончит учёбу и обязательно сядет за штурвал Ми-8. По-другому жизнь свою не представлял. Вдохновившись примером, вслед за ним в лётное поступил его родной брат Илья. Сейчас они вместе работают в «Ямале» на Ямале.

 

Море не увлекло

 

«Я родился в Архангельской области на берегу Белого моря в селе Койда, - рассказывает пилот. - Вообще, мечта летать на вертолёте была с детства. Когда был маленьким, помню, у побережья проводилась добыча зверя. И вертолёты мелькали вперёд-назад над головой, увозя добытое. Был ими покорён. Так родилась мечта, захотелось в небо.

 

Когда пришла пора поступать, сходил к вертолётчикам, которые прилетали к нам в Поморье, узнал где они учились. Там мне рассказали про Омск. Позже ещё сам почитал, уточнил всё более подробно. Можно сказать, с полной ответственностью и осознанностью подошёл к делу", - улыбается лётчик.

 

В нашей семье с авиацией не был связан никто, все моряки. Мы с братом, можно сказать, сломали систему - Илья учился со мной с разницей в один год. Так морская династия завершилась, началась лётная».

 

Проще простого

 

«Свой первый полёт помню. Немного непонятно было, как всем этим управлять, сначала было два года практики, пока нас пустили за штурвал. Думал, никогда не научусь. Но в процессе все удалось, не так уж это и сложно», - смеётся пилот.

 

«Поначалу отрабатывали взлёт, зависание, посадку, потом пошли тренировки посложнее. Появилась уверенность в своих силах. Первые несколько лет после окончания училища была невероятная эйфория, когда садился за штурвал. Сейчас эмоции не такие сильные, но любовь к полётам, к небу никуда не ушла. Думаю, это навсегда. Чувствую, что могу немного больше, чем другие. Подняться в небо, куда-то полететь, сделать нужную работу».

 

О легендах и стремлениях

 

«Работаю здесь, в авиакомпании, уже 15 лет, - говорит Олег. - Пришёл на должность второго пилота, в ней отработал семь лет. После перевели в командиры, а ещё через два года стал пилотом-инструктором. Сейчас в обязанности входят квалификационные проверки вторых пилотов, командиров. А ещё выполняю контрольно-испытательные полёты после ремонта вертолётов, ввожу вторых пилотов в командиры.

Мой налёт на сегодня - 9000 часов. В своей профессии я хочу стать настоящим профессионалом, и в этом плане здесь, в «Ямале», есть на кого равняться. Например, пилот Владимир Дмитриевич Иванов, он сейчас на пенсии, его налёт рекордный - 20 тысяч часов. Понемногу стремлюсь к этому, примерно подсчитал, нужно ещё 15-20 лет».

 

Офис с видом на мир

 

«Между самолётом и вертолётом не выбирал, хоть и была возможность уйти на высокие эшелоны, - рассуждает лёт-чик. - Самолёты это, конечно, хорошо, но это и совсем другая жизнь. Остался за штурвалом вертолёта, потому что нравится сама специфика работы, а она, как вы понимаете, очень разная. А вообще, пилот - это удивительная профессия.

Летаешь по всему Северу и не только, летаешь в разную погоду, что не всегда просто - Арктика бывает капризна. Летаешь в разное время года, каждый раз - разные виды. Бесконечная белизна зимы (к слову, к ней нужно привыкать особенно), летние пейзажи. Очень красивые виды там, где Обская губа. Сабетта, Бованенково - красота!»

 

Готовься, если решил

 

«Тем, кто решил стать пилотом, нужно быть готовым, в первую очередь к тому, что на одном месте сидеть не придётся, - говорит Олег. - Например, сегодня я в Тарко-Сале, завтра - в Новом Уренгое, послезавтра - на Сабетте. В течение месяца случается так, что редко бываешь дома. Кроме того, работа сложная. Большая эмоциональная нагрузка - столько всего контролировать, принимать серьёзные решения. Нужно быть дисциплинированным, придерживаться здорового образа жизни, потому что от здоровья зависит продолжительность твоей карьеры. А главное помнить, что эта профессия требует, чтобы работала голова - суметь применить все знания, что ты получил, когда учился, и усвоить те, что наработал с годами. Но всё это, определённо, стоит того!»

 

О важном

 

«С супругой познакомился здесь, на Севере, - рассказывает пилот. - У нас уже три девочки растут. Она, конечно, относится к моей работе с пониманием, хоть изначально было непросто привыкнуть к тому, что в моём рабочем графике очень много командировок - постоянно в небе. Ей большое спасибо за поддержку. Дорогого стоит, когда тебя ждут дома».  

 

P.S.

 

На вертолётной площадке суета. Греют борт - он летит в Ханты-Мансийск, рейс санавиации. А тут ещё мы со своими съёмками и расспросами. Техники проверяют исправность оборудования - своеобразный чек-ин, экипаж заполняет полётные листы. Пока беседуем с Олегом, к вертолёту прибывает командир воздушного судна - его родной брат Илья. Улыбается: «И что это здесь происходит?»

 

Спустя несколько минут прибывает машина скорой помощи - машут рукой старые знакомые медики из санитарной авиации. Ещё несколько минут, и запускают винты. Погода туманная, снежная, но когда речь идёт о жизни и здоровье людей, выбирать -
лететь или нет, не приходится. Мы желаем ребятам счастливого полёта и спешим в редакцию, поделиться с вами этой историей. Очарованные романтикой профессии, отбираем снимки и пишем эти строки…

 

Завтра у эскадрилий будет новый день и новые полёты. И пусть каждый из них будет удачен и безопасен. А самое главное - количество взлётов всегда сходится с количеством посадок. С Днём работника гражданской авиации, «Ямал»!  

Поделиться: