Предложить новость
Прямое включение

Самбург - территория этнической культуры

Заполярный Самбург стал точкой сбора данных о культуре тундровых ненцев.

13.10.2023 10:50

 

 

 

Автор: Оксана Алфёрова

Фото: архив Института народов Севера РГПУ им.А.И. Герцена

 

Период с 2022 по 2032 год Генассамблеей ООН объявлен Международным десятилетием языков коренных народов мира. Планом основных мероприятий нашего государства предусмотрено создание виртуального музея традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

 

На лабораторию «Центра трехмерного моделирования и виртуальной реальности» физико-технического института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова возложено создание трёхмерных копий объектов традиционной культуры. А команды педагогов и студентов Института народов Севера Российского государственного педагогического университета им.А.И. Герцена должны найти интересные предметы и оцифровать их. В электронном хранилище будут представлены экспонаты, рассказывающие о культуре всех малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

 

Охватить разом всю территорию невозможно, поэтому принято решение изучать культурное наследие поэтапно. Первыми экспедиции Института народов Севера приняли два региона России - Якутия и ЯНАО. Причём на Ямале первыми территориями изучения стали село Самбург и Самбургская тундра Пуровского района, посёлок Тазовский и его окрестности. В этих населённых пунктах веками живут тундровые ненцы.

 

Руководителем делегации, командированной в наш автономный округ, стала Виктория Валенкова. Она преподаёт в Санкт-Петербурге ненецкий язык, является ассистентом кафедры уральских языков, фольклора и литературы, курирует в вузе обучение и внеучебную деятельность студентов из числа ненцев. А ещё Виктория Васильевна очень хорошо знает жизнь тундровых ненцев: она родилась и выросла в многодетной семье тундровиков, училась в Самбургской и Тазовской школах-интернатах, жила с родителями в кочевье на просторах двух соседних районов, которые по праву считает своей малой родиной.

 

Под руководством Валенковой её студенты общались в Самбурге с тундровиками и сельскими жителями, владеющими тундровым диалектом. Встречались с педагогами и учениками школы-интерната, коллективами и воспитанниками детско-юношеской спортивной школы, познакомились с деятельностью сельского Дома культуры «Полярная звезда» и изучили коллекции школьного краеведческого музея.

 

Большое внимание к местному населению неслучайное. Старшее поколение было и остаётся самым главным источником живой речи, танцевально-музыкального фольклора, материальной культуры. В общении с местными юношами и девушками команда вуза выявляла тех, кому близки вопросы этноса.

 

«Молодёжь и подростки по-разному относятся к национальной культуре. Не только к ненецкой. Это явление наблюдается в любой национальности. Одни дистанцируются и поэтому нужно найти особые методы для воспитания в них гордости за свой народ, любви к родной речи. Другие искренне гордятся своей национальностью, хорошо владеют языком, с удовольствием носят традиционную одежду. Эти ребята с неподдельным интересом вникали в нашу исследовательскую работу в Самбурге, знакомились с технологиями трёхмерного моделирования. Вполне может быть, что через год-другой они приедут в Санкт-Петербург и станут студентами нашего Института народов Севера», - рассказала Виктория Валенкова о добровольных помощниках из сельской школы-интерната.

 

Явный интерес школьников к сбору образцов ненецкой культуры отметила и руководитель школьного краеведческого музея Галина Зинченко. «Ребята были горды, что в музее есть предметы, которые удивили и восхитили институтскую команду. В будущем виртуальном музее будут представлены несколько наших экспонатов. В их числе ягушка, которой более шестидесяти лет, её подарила школе-интернату Татьяна Сергеевна Хэно. Старинный мешочек для точильного ножа, который достался Наталье Александровне Яптунай от предков по материнской линии, также привлёк внимание исследователей. Летние кисы Галины Альковны Бугровой, изготовленные для неё местной мастерицей Татьяной Имивной Айваседо более полувека назад, когда женщина работала зоотехником и большую часть календарного года проводила в тундре. Мешочек, который я сшила из копыт оленят в начале семидесятых годов прошлого века, тоже заинтересовал вузовцев. Главное, что все эти образцы - не выставочные. Прежде чем попасть на музейные стенды, они использовались по прямому назначению несколько десятилетий», - отметила Галина Ачувна.

 

В последующие годы география поездок представителей Института народов Севера Российского государственного педагогического университета расширится, но ямальцы и якутяне навсегда оставят за собой статус первых респондентов. И образцы культуры тундровых ненцев в числе первых появятся в виртуальных залах музея.

Поделиться: