Телефонное мошенничество

Жертвами мошенников становятся все без исключения. Как действуют грабители и как оградить себя от их влияния, мы обсудили с заместителем начальника ОМВД России «Пуровский», руководителем Следственного отдела, подполковником юстиции, Еленой Бельш.

17.10.2025 11:08

        Автор: Оксана Ермакова

        Фото: Андрей Понамарев, открытые источники

 

 

 

Елена Александровна, чтобы лучше понять сложившуюся в Пуровском районе ситуацию, давайте озвучим сумму, которую перевели с начала года мошенникам жители муниципалитета.

 

За девять месяцев текущего года зарегистрировано 64 факта краж и мошенничеств, совершённых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. Сумма общего ущерба физическим лицам составила более 35 миллионов рублей. По сравнению с этим же периодом прошлого года произошло снижение на 39,6%. В 2024 году были совершены 106 краж.

 

Кто чаще всего становится жертвой аферистов? Какие категории граждан попадают под их влияние и почему?

 

Давайте выводы сделаем на основе статистических данных. Так, на сегодняшний день В Пуровском районе в возрастной категории от 18 до 20 лет пострадали три человека, от 20 до 40 лет - 17 человек, от 40 до 50 лет - 12 человек, от 50 до 70 лет - 30 человек. По социальному положению чаще всего на уловки мошенников реагируют пенсионеры, в итоге - 15 пострадавших, среди работников коммерческих организаций - 18 человек. Среди работников муниципальных организаций пострадали девять человек, а также девять безработных граждан. Обмануты были два индивидуальных предпринимателя.

 

Какие способы обмана используют аферисты? На какие уловки идут?

 

Давайте рассмотрим несколько примеров. Вариация первая - коды в чат-ботах. Преступники создают новые легенды или видоизменяют старые. При этом схемы остаются неизменными. Отличие мошеннических технологий в этом году было обусловлено введением законодательных антифрод-решений: специальных программ, распознающих мошеннические схемы. Например, сейчас смс с кодом доступа к сервису Госуслуги не приходит во время разговора. Поэтому мошенники начали присылать коды в смс от других сервисов или же убеждать жертву ввести код через специальный чат-бот или на якобы официальном сайте. Такие посылы чаще всего звучат в легендах про получение письма или посылки Почтой России.

 

Следующий вариант - запугивание. Учитывая, что сервис Госуслуги принял меры по блокировке возможности скачивания финансовых и персональных данных при подозрении на взлом личного кабинета. Мошенники перешли к фактическому запугиванию жертв тем, что ими получен доступ к Госуслугам, на самом деле не получив нужные им данные. Запугивая жертв, мошенники вынуждают их самостоятельно перезванивать на якобы горячие линии или «линии поддержки». Жертва, перезванивающая по телефонам из поддельных сообщений, попадает напрямую в мошеннический call-центр, где цель - заставить жертву перезвонить. На сегодняшний день именно такой «заход» мошенников является наиболее распространенным.

 

Получается, что пиратские подходы и технологии не стоят на месте, а постоянно развиваются?

 

Да, они перешли на новые мессенджеры. В условиях ограничения звонков через иностранные мессенджеры мошенники начали пытаться выходить на связь с жертвами через иные соцсети, платформы для общения, а также стационарные телефоны. Следующий вид обмана: кэш в авторитете. Учитывая, что финансовые организации усилили контроль за безналичными платежами, мошенники начали вынуждать жертв снимать деньги наличными. Кроме того, если раньше мошенники заставляли жертв отдавать свои накопления и брать кредиты, то в этом году всё чаще начали принуждать продавать активы: машины, квартиры, гаражи. Деньги от сделок жертвы получали наличными и передавали курьерам преступников. Среди мошеннических «легенд» 2025 года по-прежнему эксплуатируется тема медицины и здоровья: прохождение медосмотра, обновление полиса, установка нового приложения. Были варианты с заменой электрических счётчиков, а также участились атаки на родственников участников СВО.

 

Какая вариация абсолютно новая? Давайте предупредим о ней наших читателей.

 

Это попытка обойти самозапреты на получение кредитов и займов. Мошенники стали звонить гражданам, представляясь сотрудниками Госуслуг или бюро кредитных историй, и предлагать помочь установить самозапрет. Либо они убеждают, что допущена ошибка при его установлении и требуется внести изменения.

 

В этом году резко усилился объём атак на несовершеннолетних. Елена Александровна, расскажите об этом поподробнее.

 

При звонках детям и подросткам мошенники представляются учителями, директорами школ, завучами, медсестрами, представителями деканатов, вузов и военкоматов. Легенды варьируются в зависимости от времени года: среди них обновление данных в приложениях, электронных дневниках, информация для сдачи ЕГЭ и ОГЭ, прохождение медосмотра, заявки для поступления в вуз. Дети более доверчивы к таким легендам, в том числе из-за присущего им уважения к старшим, поэтому крайне важно говорить со своим ребёнком, убеждать его не бояться положить трубку, если звонящий по телефону начинает спрашивать какую-то нестандартную информацию. Ребёнок должен знать, что такие вопросы нужно решать родителям, и именно поэтому надо перенаправлять их от себя взрослому.

 

Елена Александровна, какой случай стал самым резонансным?

 

Первого октября в дежурную часть поступило заявление гражданки о том, что с начала августа по октябрь неустановленное лицо, вводило женщину в заблуждение. Под предлогом заработка на бирже, путём вложения инвестиций, преступник убедил потерпевшую перевести денежные средства на общую сумму 7 977 600 рублей.

 

Можно ли раскрыть подобные преступные схемы? Есть ли надежда вернуть денежные средства?

 

Раскрытие преступлений данной направленности сопряжено с различными сложностями и многоуровневыми схемами. Это связано с тем, что переводы денежных средств происходят на многочисленные счета разных людей, так называемых «дропов». Мошенники используют IP-телефонию, программное обеспечение, позволяющее избежать или существенно затруднить идентификацию абонента. Также при установлении информации о принадлежности IP-адресов, посредством которых осуществляется администрирование интернет-сайтов, мы сталкиваемся с тем, что они находятся вне юрисдикции Российской Федерации, что делает практически невозможным получение информации, значимой для расследования уголовного дела. На сегодняшний день в ОМВД России «Пуровский» процент раскрытия краж и мошенничеств, совершаемых в сфере ИТТ составляет 21,9%.

 

Какой он, портрет мошенника?

 

Он мало чем отличается от характеристик личности, совершающих другие виды хищений. Однако его нравственно-психологическая сторона имеет ряд особенностей и специфических признаков. Это более высокий образовательный и интеллектуальный уровень, наличие специальных знаний и навыков, необходимая техническая подготовка, актёрские способности и сильный дар убеждения. Эти люди легко входят в доверие. Поэтому важную роль играет внимательность и здравомыслие самих граждан.

 

Когда звонят аферисты, что должно насторожить?

 

Главное правило – положите трубку! Если по телефону говорят о непонятных операциях и списаниях, повторяют одни и те же фразы, ссылаются на сотрудничество с другими банками, разговор нужно прекратить. Лучше сами перезвоните в банк или напишите через приложение в службу поддержки, задавайте интересующие вас вопросы там. Задача сотрудников банка – помочь клиенту, а не запугивать его. Сотрудники Центробанка никогда не работают с физическими лицами. Сотрудники полиции, прокуратуры, Следственного комитета, ФСБ не просят переводить деньги или сообщать коды.

 

Что делать, если Вас обманули?

 

В первую очередь связаться с банком и сообщить, что вами (назвать дату и время, куда и кому) переведены денежные средства под воздействием мошеннических действий, попросить включить данную операцию в реестр мошенничества и приостановить её, заблокировать карту или попытаться отменить перевод средств. Незамедлительно: подать заявление в отдел полиции по месту жительства или месту вашего нахождения. Промедление приведёт к утрате ваших денежных средств. В случае незамедлительного обращения (конечно, если с момента операции прошло не продолжительное время) существует возможность банком включить «период охлаждения», а сотрудники полиции путём подачи информации в соответствующие базы могут приостановить осуществление операции по переводу денежных средств. При взломе личного кабинета Госуслуг необходимо незамедлительно обратиться в МФЦ, либо позвонить самостоятельно на горячую линию, поменять пароли доступа в сервис. Для того чтобы избежать несанкционированных доступов к оформлению кредитов и иных кредитных обязательств, поставить самозапреты на отчуждение недвижимого имущества и приобретение кредита.

Поделиться: