Записки учителя истории. Часть III
13.05.2024 10:24
Автор: Алина Тесля
Фото: семейный архив автора
ДЕНЬ ПОБЕДЫ
В первомайские праздники 1945 года представилась возможность сдать зачёт и экзамен по политэкономии предварительно, до начала сессии (бабушка училась на заочном отделении Кировского пединститута на историческом факультете. – Авт.) Для приезжих заочников отвели одну комнату за заборкой, в которой жила семья эвакуированных ленинградцев. Ночью 8 мая слышим восторженные звуки, открывается дверь, входит хозяйка и громко говорит: «Девочки, что вы спите, ведь война кончилась. Враг капитулировал!» А сама обнимает нас, целует, по щекам текут слёзы. Мы с подругой прыгнули с кровати и тоже со слезами на глазах, не знали, что делать от радости. Только были и слёзы большого горя: сколько родственников и друзей никогда больше не встретятся с нами…
Днём 8 мая на центральной площади г.Кирова состоялся митинг трудящихся, посвящённый победоносному окончанию войны. В этот день была странная погода: сияло солнце и падали большие хлопья снега, как в народе говорили «хлопушки по ягушке». Вскоре сплошная туча снега вдруг заслонила солнце, но это был только миг. Люди, собравшиеся на площади, не чувствовали, что их ноги давно были мокрыми, одежда, головы в белых «шапках», а на лицах радость, целуют друг друга, не зная кого целуют, поздравляют и плачут, обнимают и вращают вокруг себя, произнося одно: «Наконец-то, наконец-то!»
В этом сплошном людском гуле рождались звуки гармошек, а значит, и песни, и частушки с проклятиями Гитлеру и гитлеровским палачам. Даже не верилось, что кончились страхи военные, что наступило мирное время. Казалось, не уставали на работе, а, возвращаясь домой, ждали родных и знакомых. Пошли поезда на восток, на станциях появились люди: «Не приедет ли мой сын, муж, друг…»
ПОСЛЕ ВОЙНЫ
Как изменился облик школы! Детское чутьё говорило о многом: шумок на переменах, весёлые игры, улыбки на лицах. Детский смех и песни отвлекали тех детей, в чьих семьях было непоправимое горе – погиб отец, братья или сёстры.
Дети, эвакуированные из Ленинграда, ждали, когда вернутся домой, встретят родных, мечтали о своём будущем, о том, кем они будут, когда вырастут. А сельские ребята уже включились в работу по озеленению школы, т.к. был брошен клич: «Украсим Родину садами!» Новый призыв: «Поможем в восстановлении разрушенных врагом сёл и деревень!» - и мы с детьми стали готовить посылки с тетрадями, учебниками, художественной литературой, дружескими сувенирами.
Ленинградские эвакуированные учителя, которые приехали вместе с воспитанниками интерната №95 из Малой Вишеры, получили вызов и приняли решение вернуться на родину. Юлии Васильевне и Юлии Игнатовне - географу и литератору - я дала в дорогу 600 рублей и попросила не беспокоиться о возврате, т.к. ехали они в разруху и голодающий город. Видимо, им пришлось очень нелегко: Юлия Васильевна написала, что никого из родных не осталось в живых. Брат погиб на фронте, а родители умерли от голода, даже не знает, где они, похоронены или нет.
ПРИЗНАНИЕ В ЛЮБВИ
Жизнь продолжалась. В коллективе учителей тоже началось движение. Одни уходили – другие приходили. Так появился в нашей школе преподаватель географии, демобилизованный по ранению Илья Бусыгин. Я до сих пор помню, как мы впервые встретились взглядом. Его немногословные ухаживания, робкие попытки заговорить я не воспринимала всерьёз, хотя он был намного меня старше. Наконец он решился сказать мне: «Пора тебе, Агния, замуж выходить». А я в ответ: «Жениха нет». «Ну как нет? А это разве не жених?» - показывая на себя. «У этого кавалера есть красивая девушка. Ты её любишь?» Он берёт настольное зеркало в руки, поворачивает ко мне и говорит: «Вот кого я люблю…».
Мы прожили с ним почти 52 года. Вместе до и после уроков, на двоих более ста лет педстажа, подняли дочь и сына, построили дом и вырастили сад. Всяко в жизни бывало, но Илья был ответственным и любящим отцом и мужем, опорой мне во всех замыслах и делах. И я любила его, как умела, и была ему предана до конца.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
В 1998 году мы отметили золотую свадьбу дедушки и бабушки, пригласили всю родню, закатили пир на весь мир. Через год дедушки не стало. Мы забрали бабулю к нам сюда, на Север. Она прожила ещё пять лет. В наследство от неё я получила эти дневники-воспоминания, где на последней странице записаны такие стихи:
Тарко-салинская круговерть
В этой снежной круговерти
Я живу, как на Луне.
Скажут «Сладко здесь» - не верьте,
Я мечтаю о Земле.
Чтоб обыденность, как ласку,
От судьбы принять за труд,
На Земле увидеть сказку,
Надо Севера хлебнуть.
* Авторские пунктуация и орфография сохранены