Предложить новость
Прямое включение

Защитники Ямала и страны

В Великую Отечественную войну с фронта не вернулись 2282 ямальца, из них 1881 человек погиб. В этой страшной статистике двумя человеческими единицами отмечены отец и сын семьи Ревнивых. Отец погиб в бою, а сыну посчастливилось вернуться домой живым.

23.05.2025 10:42

        Текст: Оксана Алфёрова

        Фото: архив семьи Диканёвых

 

 

 

На юге Тюменской области на протяжении двухсот лет существует село Аромашево. Расположено оно в сельскохозяйственной зоне. Щедрая природа аромашевских земель даёт трудолюбивым сельчанам большой урожай зерновых. На заливных лугах можно заготовить много сена на всю зиму. Небольшие речушки и озёра, несмотря на свои скромные размеры, балуют любителей ухи карасями, пелядью, щуками. На домашних подворьях снуют непоседливые куры, переваливаются с боку на бок утки, горделиво посматривают свысока гуси. Кое-где выглядывают пчелиные ульи. В стайках есть коровы, лошади, овцы, свиньи. Такую пасторальную картину можно увидеть в настоящее время. Так же богато жили на этой земле люди и в прошлом веке. Но только те, кто работал без лени, без скидок на возраст и состояние здоровья. Простому крестьянину всегда приходится рассчитывать только на себя, свои силы и помощь домочадцев.

 

Именно так рассуждал молодой аромашевец Павел Фёдорович Ревнивых, потому что только от него одного зависело благополучие его семьи: жены и трёх маленьких детей. Потом, мозолями и бессонными ночами достался Павлу Фёдоровичу его небольшой крестьянский капитал. Жили Ревнивых небогато, но на столе для родителей, дочки и двух сыновей всегда была пища - хлеб, мясо, молоко и овощи с огорода. В 1932 году для набирающей обороты репрессивной системы советской власти этого оказалось достаточно, чтобы объявить Павла середняком и выселить всю семью из села на Север.

 

В 1924 году Совнарком страны утвердил Постановление «О снабжении населения Крайнего Севера продовольствием и предметами первой необходимости», которое предписывало создание факторий на реке Оби. Как показало время, именно туда, на далекий, неизвестный, пугающий Ямал сослало государство молодых супругов, восьмилетнего Сашу, семилетнюю Машеньку и маленького Митю, которому исполнилось всего три года. Остановкой в горьком пути лишенцев стал участок по добыче рыбы недалеко от окружного центра.

 

На 1 января 1932 года в округе работало 26 подобных факторий. Основная их часть базировалась в Кушевате, Мужах, Шурышкарах, Щучьем и вблизи Салехарда. Фактории добывали и сдавали мясо, рыбу, пушнину в обмен на потребительские товары и промысловое снаряжение. Кроме ссыльных, на рыбоучастке, куда попали Ревнивых, трудились и коренные жители этих мест. Рабочая нагрузка распределялась одинаково на всех, но вольнонаёмным значительно помогала бытовая устроенность, отсутствие тоски по покинутому родному краю, привычные природные условия и особенности труда на Крайнем Севере.

 

Потери, трудности, изматывающий труд обработчицы рыбы, болезни превратили молодую жену Павла Фёдоровича в старуху. Через шесть лет она умерла. Горе Павла от потери любимой жены многократно умножалось тревогой за детей. Теперь, когда отец уезжал на рыбалку, они оставались без взрослого присмотра на несколько дней. Начальник фактории сжалился над оставшейся без матери ребятнёй и походатайствовал перед руководителями Салехардского рыбозавода о переводе главы семьи Ревнивых на работу в город.

 

В Салехарде вдовцу с тремя детьми дали места в общежитии, потом переселили в маленький домик. Павел трудился в консервном цехе, ребята наконец-то смогли учиться в школе. Мужчине было трудно одному управляться по дому, воспитывать детей. В 1940 году он привёл в дом вторую жену, искренне надеясь, что она сможет стать доброй и заботливой матерью для его осиротевших сыновей и дочери.

 

В июне 1941 года, в самом начале летней путины, в сезон наибольшей нагрузки у переработчиков рыбы, фашистская Германия напала на Советский Союз. Много рабочих рыбоконсервного цеха ушло в действующую армию, в соединения сибиряков. Павлу Фёдоровичу дали отсрочку от призыва до наступления совершеннолетия старшего сына. Из-за увеличенных объёмов выпуска продукции на заводе был введён трёхсменный график. На рабочие места фронтовиков встали женщины, престарелые и подростки. В их числе были его дети Александр и Мария Ревнивых.

 

Первого августа 1942 года Александру исполнилось восемнадцать лет. На следующий день глава семьи пошёл в военкомат и сразу получил повестку. Единственным и последним местом боёв Павла Фёдоровича стал Сталинградский тракторный завод, который в начале войны перешёл на выпуск средних танков, артиллерийских тягачей, мин и снарядов. Фашисты стремились захватить завод, но советские воины стояли насмерть, защищая СТЗ, на долю которого приходилось более сорока процентов выпускаемой военной техники. Работа в цехах прекратилась лишь с началом боёв непосредственно на территории завода, когда он был полностью разрушен. В бою у стен тракторного завода в 1942 году погиб смертью храбрых рядовой пехоты Павел Фёдорович Ревнивых.

 

Дети и гражданская супруга погибшего фронтовика получили похоронное извещение лишь на следующий год. После известия о гибели отца ребятам пришлось пережить еще одно потрясение. Когда младший Митя был в школе, а старшие брат и сестра на работе, мачеха на подводе лошадей вывезла из дома весь нехитрый хозяйственный скарб. Жадная женщина посчитала приёмышей ненужной обузой для себя и оставила их без продуктов, одежды, посуды и мебели. За помощью сироты обратились на рыбозавод. Сначала их накормили, а затем поселили в ведомственном общежитии.

 

В этом же году после восемнадцатилетия Марии призвали на фронт Александра. Он служил с 26 августа 1943 года рядовым 104-го запасного стрелкового полка, входящего в состав подразделений Ленинградского фронта. Вместе с однополчанами воевал в Карелии, на хлипком грузовичке ездил даже в Финляндию. Его стаж участника в боевых действиях составляет шестнадцать месяцев - с января 1944 по май 1945 года. В девятнадцать-двадцать лет трудно быть спокойным и рассудительным, поэтому молодой боец порою совершал отчаянные поступки. Так, однажды управляя машиной с грузом снарядов, попал под налёт немецкого бомбардировщика. Чтобы скрыться, заехал в лесок под защиту крон деревьев. Когда миновала опасность с неба, оказалось, что машина стоит в самом центре замаскированного фашистского склада боеприпасов. Как удалось выбраться из ловушки, не смог впоследствии объяснить даже самому себе. На этом лихачества бойца не закончились. Под покровом ночи Александр и солдаты вывезли весь арсенал гитлеровцев, за что были строго наказаны командиром.

 

Во времена затишья северянин любил поохотиться и порыбачить. Всему этому он научился ещё в детстве на рыбоучастке под Салехардом. Из дичи и рыбы повара готовили еду для всех солдат.

 

После окончания войны Александр прослужил еще почти два года, до четвёртого февраля 1947. Служил в отделе топографии, помогал специалистам составлять планы местности, сравнивал уже существующие карты с реальными условиями.

 

Вернувшись в Салехард, устроился на работу на окружной авиадром заправщиком самолётов. Облетал весь Ямал. Тогда же, в сорок седьмом году, женился на красавице Нине Увчеевой-Хатанзеевой. Нина была коренной северянкой из старинного рода коми-зырян. В первое время молодожёны жили в доме свекрови. Здесь же родились их двое детей: в 1950 году - дочь Лена и в 1953 – сын Володя. С рождением детей остро встал квартирный вопрос. Служебное жильё тогда предоставляли сотрудникам метеорологической станции. Бывшего фронтовика-водителя взяли на работу капитаном речного катера. Благодаря его новой должности семья Александра и Нины переселилась в дом при метеостанции.

 

В послевоенные годы жизнь детей репрессированной четы Ревнивых наладилась. Мария Павловна, придя в 1943 году на рыбозавод, осталась верна предприятию, поддержавшему её и братьев в трудное время, работала здесь до пенсии. Она получила от комбината квартиру, воспитала дочь Татьяну. Брат Дмитрий служил срочную службу в рядах Советской армии с 1947 по 1949 годы в Латвии. После службы женился и жил со своей семьёй отдельно. Работал вместе со старшим братом в метеорологии, а потом - на ставшем родным рыбокомбинате. Вырастил четверых детей: Веру, Надежду, Ларису и Павла.

 

В конце пятидесятых годов Александра Павловича вместе с семьёй пригласили на работу родственники из посёлка Самбург. В то время Валя (сейчас Валентина Ивановна Тверитина) - старшая дочь Ираиды Иовны Вануйто (сегодняшнего старожила села) работала начальником метеостанции, и ей срочно требовался моторист-механик. Новому работнику гарантировали жилплощадь, достойную зарплату, школу для детей и работу для жены. Ревнивых обсудили предложение и решили переехать из Салехарда еще дальше, на север округа. Для переезда метеостанция выделила самолёт, на котором моториста-механика и его домочадцев вместе с домашней утварью привезли в Самбург 13 апреля 1959 года.

 

Своё обещание работодатели сдержали, выполнили все условия. Жена Нина стала трудиться на звероводческой ферме совхоза «Пуровский». Нелегкому труду зверовода она отдала все 20 лет своей жизни в Самбурге. Дети учились в школе. В 1963 году родился младший сын. В честь отца его назвали Сашей. Вместе с ровесниками он ходил в совхозный детский сад, который сейчас называется «Теремок». После окончания самбургской школы Александр-младший получил права тракториста-водителя в профессиональном училище села Дубровного Тобольского района. Во время армейской службы попал на войну в Республике Афганистан, был ранен. Трудовая биография дочери Елены вся связана с совхозом «Пуровский». Много лет она отдала совхозному детскому саду и хлопотной должности заведующего гостиницей Самбурга. Многие люди, приезжавшие по делам в этот посёлок, помнят эту заботливую, аккуратную, честную и гостеприимную женщину.

 

Со дня приезда в посёлок Самбург семьи Ревнивых прошло почти пятьдесят лет. В 1980 году умерла Нина Ивановна, в 1992 году похоронили Александра Павловича, ушли из жизни его сыновья, переехала жить на юг Тюменской области его дочь Елена. Сейчас она живет в ста двадцати километрах от села Аромашево - родины её деда и отца. Но это не означает, что на Ямале, в Пуровском районе и Самбурге не осталось никого, кто бы помнил и берёг память о своих предках. В Салехарде живут четыре семьи детей Дмитрия Павловича Ревнивых, в посёлках Уренгое и Самбурге сейчас проживают девять внуков и пять правнуков Александра Павловича и Нины Ивановны Ревнивых. Для них ямальская земля стала родной и единственной. Её их прапрадед, прадед и дед защитили в годы Великой Отечественной войны. Ради мирного будущего потомков они воевали и трудились.

Поделиться: